Алексей Гуськов
биография

   "Я знаю одно, что те вехи, этапы, которые я должен пройти, я их пройду. Мне что-то предначертано обязательно. И от меня зависит, как я это пройду".

      Алексей ГУСЬКОВ

Гуськов Алексей Геннадьевич родился 20 мая 1958 года в городе Бжег в Польше. Вскоре семья переехала в Киев. Окончил школу в Киеве. После окончания школы поехал в Москву, где поступил в МВТУ имени Баумана. Проучился в этом университете почти пять лет, но в 1979 году ушёл оттуда и поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1983 году. Начинал свою актёрскую биографию в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, в котором работал с 1984 по 1986 год. В 1986 - 1988 - актёр театра на малой Бронной, в 1988 - 1991 - театра "Детектив", затем - актёр театра им. Н.В. Гоголя. Впоследствии вновь вернулся в театр им. А.С. Пушкина. Два года преподавал актерское мастерство в Школе-студии МХАТ. В 2003 году Алексей Геннадьевич принят в труппу театра МХТ им. Чехова, где проработал три года. Руководитель мастерской 3 курса актерского факультета Школы-Студии (ВУЗ) при МХТ им.А.П.Чехова.


Сыграл более 40 ролей в кино.
С 1994 года - президент анимационной студии "Ф.А.Ф. Интертейнмент".
В 2001 году Алексею Геннадьевичу присвоено звание Заслуженного артиста России.
В 2002 году Алексей Гуськов стал Лауреатом Государственной премии РФ за исполнение роли Никиты Голощёкина в сериале "Граница. Таёжный роман".
27 мая 2007 года Алексею Геннадьевичу присвоено звание Народного артиста России.
Жена: актриса театра им. Евг. Вахтангова Лидия Вележева.
Дети: дочь Наташа от первого брака и два сына - Владимир и Димитрий - от второго.

НАГРАДЫ И ПРИЗЫ (АКТЕРСКАЯ И ПРОДЮСЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

2007г.
15-й фестиваль актёров кино "Созвездие" - 3 приза за фильм "Отец" (главная мужская роль, мужская роль второго плана, женская роль второго плана)

2005г.
40-й Международный кинофестиваль в Карловых Варах (Чехия) в конкурсе «К Востоку от Запада» Гран-при фильм «Рагин».
Х Российский кинофестиваль «Литература и кино» - Приз за лучшее исполнение мужской роли – фильм «Рагин».

2003г.
Международный телевизионный фестиваль в Венеции (Италия) - Главный приз фестиваля за фильм - Приз за лучшую мужскую роль фильм «Мусорщик».
III Российский кинофестиваль «Новое кино России»:
а) Специальный приз жюри творческих союзов за жанровую точность и профессионализм – фильм «Таёжный роман»;
б) Приз молодежного жюри за веру в проявление нового героя, как ориентира для молодого поколения - фильм «Мусорщик»;
в) Специальный приз жюри прессы актеру А.Гуськову – фильмы «Мусорщик» и «Таёжный роман».
II Фестиваль-смотр российских фильмов «О любви» (г.Москва) – Приз зрительских симпатий «Серебряная подкова» за исполнение главных ролей – фильм «Мусорщик».
VIII Российский кинофестиваль «Литература и кино» - Приз дирекции кинофестиваля за поиск в области современного зрительского кино – фильм «Мусорщик».

2001г.
ТЭФФИ: а) за лучший телевизионный фильм, б) за лучший сценарий телевизионного фильма, в) за лучшую режиссуру – фильм «Граница. Таёжный роман».
Фестиваль «Созвездие» - за лучшее исполнение мужской роли – фильм «Таёжный роман».
Х Открытый фестиваль стран СНГ и Балтии («Киношок –Х») – а) Приз жюри кинопрокатчиков, б) Приз за лучшее исполнение мужской роли – художественный фильм «Мусорщик».

2000г.
Гран-при мультипликационному фильму «Носки Большого Города» на фестивале анимационных фильмов в г.Штутгарте Германия.
Гран-при мультипликационному фильму «Носки Большого Города» на фестивале анимационных фильмов в г.Афины Греция.
Открытый анимационный фестиваль, г.Таруса: а) Приз «Перспектива», б) Приз зрительских симпатий, в) Главный приз фестиваля м/ф «Носки Большого Города».
46й Международный фестиваль коротких фильмов, г.Оберхаузен, Германия – а) Приз FIPRESCI, б) награда управы г.Оберхаузен.

1999г.
Фестиваль «Созвездие» - Приз за лучшее исполнение мужской роли – фильм «Классик».
Приз «За вклад в мультипликацию» за фильм «Незнайка на Луне» на фестивале «Золотая Рыбка».
Гран-при фильму «Волшебная свирель» на фестивале «Золотая Рыбка».
Гран-при мультипликационному фильму «Волшебная свирель» на фестивале в г.Таруса.
Международный фестиваль «Дети и экология: ХХI век» - а) Лауреат фестиваля, б) Приз зрительских симпатий – за фильм “Незнайка на Луне”.
«Второй приз» на фестивале KAFF-99
Гран-при на фестивале в «Орленке» за фильм «Волшебная свирель».
Гран-При - фестиваль в г. Кечкемет Венгрия за фильм «Волшебная свирель».
Специальный приз за кукольную мультипликацию - фестиваль «Folioscope» Бельгия за фильм «Волшебная свирель»

1994г.
Приз ФИПРЕССИ за фильм «Дорога в рай» на XI SIC в Венеции Италия.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

"…В Польше я жил лет до шести, достаточно прилично болтал по-польски, сейчас, конечно, уже ничего не помню… Мы много мотались по городам и весям, а потом осели в Киеве…"

"…Я рано потерял отца, в семь лет. От меня скрывали, что он погиб, но я нашёл траурную телеграмму. Точно помню, что у меня буковки сквозь слёзки плясали, потому что там я прочитал: "…тр…гически погиб". И вот эта буква "а" упала, и мне так было обидно!.."

"У меня никогда не было ощущения неполноценной семьи. Мама старалась сделать так, чтобы мы ни в чём не нуждались. Мы всегда отмечали праздники. Часто ездили в Архангельск. Я ведь по корням помор - там жили родители и папы, и мамы. Недавно я был на архангельском фестивале "Сполохи" и в музее нашёл свою родословную, составленную по церковным книгам".

"Мальчишкой я бегал в футбольную школу. Я был плотный, хорошо играл в защите. У меня был хлёсткий удар с правой ноги. Но занимался я этим недолго. За компанию с ребятами ушёл тягать штангу, потом забрасывал мячи в баскетбольную корзину, занимался академической греблей. В школе ведь за компанию всё делается".

"В первый раз театральное слово "фактура" я услышал в девятом классе. Математичка, очень театральная женщина, так сказала: "Алексей, у тебя хорошая фактура". Я даже затаился: "Что это такое - фактура?" А дальше она сказала: "Ты бы мог попробовать поступить в театральный ВУЗ". Ну и всё. Но это тоже куда-то запало…"

"…В семье отношение к актёрской профессии было абсолютно нормальным. И к выбору какой-то конкретной профессии меня никто не подталкивал. То есть родные действовали по принципу "Уважать выбор детей". И я считаю, это правильно. Своих детей я тоже ни к чему насильственно подталкивать не буду… Мама, помню, однажды только, когда я уже в классе девятом учился, произнесла такую фразу: "Сынок, приобрети сначала ПРОФЕССИЮ, а потом уже иди в театр". Но это было не неуважение, а… в общем, понимание нестабильности этого дела, актёрского".

"…Когда я приехал в Москву поступать в институт, то от Киевского вокзала - я по схеме посмотрел - очень было удобно по синей веточке добраться до "Бауманской". А там, значит, МВТУ им. Баумана. Приехал - оказалось, это как раз последний день подачи документов."

"Проучился в Бауманском четыре года, занимался в студенческом театре. По соседству с нами было общежитие иностранцев. Из окон раздавались звуки современной музыки, джаз. Мы отмечали праздники независимости Анголы, Мозамбика. Когда наша сборная по хоккею выигрывала, мы стаскивали флаги с посольств. Попадали в милицию, но нас отпускали, потому что мы орали "Интернационал". Были и пьянки до одури, и драки до первой крови, и песни под гитару, и сессия, когда всей комнатой по ночам чертили курсовые, и по театрам бегали...

Время в Москве тогда было невероятно театральное. И не отравиться этим было невозможно." "В то время театральная Москва была чрезвычайно богата на замечательные премьеры. Я тогда посмотрел спектакль "Соло для часов с боем" Анатолия Васильева, потом его же "Серсо" с Алексеем Петренко, у Эфроса - "Дон Жуан" и "Женитьба"… Они произвели на меня такое сильное впечатление, особенно игра Алексея Васильевича Петренко, что я решил сменить профессию и с первого раза в 1979 году поступил в Школу-студию МХАТ."

"Я недавно сказал Петренко: "Алексей Васильевич, вы повлияли на то, что я вот так крутанулся". Он ответил: "Прости, Лёша, прости, тёзка, что я испортил тебе судьбу!" Ну, я так не считаю. Но я видел вот эти удивительные репетиции, и как у Булгакова в "Театральном романе": зеркало сцены, тёмный проём, и я туда просто упал…"

"У меня были замечательные учителя: Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Кира Головко, Софья Пилявская. Я считаю себя актёром "мхатовской школы". У Станиславского написано, что нужно идти от себя, от своих чувств, от своих обид, от своих радостей, от того, что ты пережил в жизни, что тебе знакомо, чтобы не соврать. Но вторая часть его слов звучит так: "От себя и как можно дальше". Я стараюсь дальше идти, чтобы создать, вылепить образ".

"После окончания Школы-студии МХАТ в 1983 году попал в Театр имени А.С. Пушкина. Первую роль сыграл в спектакле "Я - женщина" по пьесе Виктора Мережко. Мой герой был влюблён в главную героиню, которую играла Вера Алентова.

У меня были периоды, когда я сбегал в другие театры. Не мог сидеть и ждать ролей. Для актёра невостребованность губительна. По-моему, Александр Калягин однажды сказал в интервью, что когда он на сцене начинал думать о посторонних вещах, например, о котлетах, профессия заканчивалась. Появлялось ощущение бессмысленности. А с этим ощущением нельзя ни работать, ни жить. Я не хотел думать на сцене о котлетах. И если не получал достойную работу в своём театре, уходил. В 1986 году я написал пьесу "В лесу" по мотивам произведений Леонида Андреева. По ней был поставлен спектакль в Театре на Малой Бронной".

"Одновременно с дебютом в театре я сыграл первую роль в кино в фильме "Личное дело судьи Ивановой". Кстати, моя первая большая роль в кино тоже связана с Мережко! Это был фильм "Дикий пляж". Я благодарен Виктору Ивановичу и судьбе за эти пересечения".

"Театр и кино нельзя сравнивать. Это две различные стихии. В театре я могу почувствовать силу своего воздействия на зрителей, когда весь зал замирает от одного твоего слова или жеста. В кино по-другому".

"В 1993 году мне предложили роль в фильме "Дорога в рай", но съёмки застопорились из-за отсутствия денег. Несколько моих друзей, бывших сокурсников по Бауманскому училищу, предложили: "Открой счёт, мы дадим тебе на кино деньги…" Обратился к одному из своих приятелей-актёров, тоже хотевшему в 91-м завязать с миром кино, и предложил: "Давай попробуем поиграем: ты - в генерального директора, а я - в продюсера и президента кинокомпании". Так началось моё продюсирование художественного кино. Это была одна из первых картин режиссёра Виталия Москаленко, замечательного ныне оператора Серёжи Мачильского… Нашим редактором стал Валерий Семёнович Фрид. По тем временам мы сделали очень удачный фильм, учитывая, что создавали его безо всяких связей: не было тех людей, которые бы позвонили куда надо и подстраховали… "Дорога в рай" участвовала в XI Венецианском фестивале, откуда мы вернулись с призом ФИПРЕССИ (международный федерации кинопрессы).

Однако с этой картиной связана и печальная история: разорился целый ряд фирм, с которыми мы работали, и в связи с этим к нам пришли "приглаженные" ребята, заявив, что наша продукция принадлежит им. Вспоминать тот период мне очень неприятно… С тех пор я прошёл через все фазы бизнеса: и невозвраты кредитов, и разговоры на пальцах… И так это потрясло, что четыре года к художественному кино вообще не обращался, пока меня не реанимировал Георгий Шенгелия, которому очень благодарен за то, что был приглашён сниматься в картине "Классик". Эта роль принесла мне несколько призов на российских кинофестивалях".

"Продюсерство в нашей стране - сложное дело. Оно предполагает наличие проката, структур, которые готовы давать деньги, инвестировать производство фильма и прокат. У нас нет ни того, ни другого, но производство есть. Как Христа ради ходят и просят на церковь монахи, просим и мы. Это мой опыт... Хожу в банки и просто к богатым людям и уверяю их, что машины сгниют, дома обвалятся, а ценности и имя останутся в памяти народа. Кроме доброго имени, после человека ничего не останется. Громко сказано, но именно в памяти народа. Это один из способов собирания денег. Второй - выборы, когда человеку надо в эту память народную врезаться определенным путем, и в этой ситуации тоже появляются деньги. И самое ужасное, что в моей жизни есть, - это продюсирование".

"С 95-го по 98 год я вообще не снимался. Меня добил один польский режиссёр. Хороший режиссёр, не буду его называть, но я играл очередного какого-то бандита типового. После "Волкодава" я никак не мог выкрутиться из этого амплуа. Так вот, он меня просил: сделай "шэлюсть" пострашнее. Я говорю: "Не надо пострашнее". Ну, наверное, назрел у меня уже некий кризис жанра, тупик. "Русская культура, - говорю, - она уж если и пугает, то не страшной челюстью всё-таки. Это с душой должно быть связано, с муками героя". А он говорит: "Ничего, не надо мучиться, у нас здесь боевик, а у тебя такая, такая, ну вот…" "Рожа, - подсказываю. - Ну да, я знаю, если я её сделаю страшной, дети пугаться будут". А он: "Ну вот, мне больше ничего и не надо!" "К сожалению, - отвечаю, - мне надо". А картина получилась ничего, боевичок - его часто показывают.

Я только с 98 года начал понимать, что в кино так же можно создавать образ, как и в театре. Понял, что и в кино можно уходить от своих психофизических данных, а не носить лицо из одного фильма в другой. Я увидел, что могу это делать, - и мне стало необыкновенно интересно работать в кино. Я действительно считаю, что мои герои в "Классике", "Мусорщике", "Подозрении", "Таёжном романе" - это совершенно разные люди".

"…Я считаю себя созидательным человеком. Я живу по долгам и обязанностям, по своим внутренним ориентирам. И никому их не навязываю, но никого и не пускаю, если мне навязывают нечто другое. Я умею защищаться".

"Нужно быть умным в любой профессиональной деятельности! Если ты бежишь на длинную дистанцию, ты должен уметь анализировать, сравнивать и планировать. Удача в актёрской судьбе связана не столько с психофизическими данными, сколько с личностным началом. Психофизика используется раз, два, три… Нельзя, не думая, хорошо распорядиться своими талантами. Психофизику нужно уметь сорганизовать в нечто цельное, интересное, профессиональное! Зрителя не обманешь "голой фактурой". Гораздо легче обмануть критика. Зрителя надо уважать. В зале театра - тысяча мест, но актёр играет только для девяти человек, которые всё понимают и умеют думать… Остальные пусть подтягиваются к этим девяти… В этом и есть уважение - и себя, и профессии, и зрителя… Я так считаю".

"Предмет искусства - это исследование человеческого характера в пограничной ситуации, так мне кажется. Почему один образ остаётся со зрителями, а другой нет? Не потому, что человек находит ответы на вопрос "как жить". Он находит какое-то созвучие с собственной жизнью… Я не знаю, как надо жить. Но у меня есть ряд представлений, как не надо жить, чего я не хочу, каких поступков не хочу ждать от детей. Каждый сам себя воспитывает. У каждого свои обстоятельства, которые человек или побеждает, или приноравливается к ним, или ложится под них…"

"Могу сказать одно: другого времени у нас не будет. Надо любить каждое мгновение, каждый день, и тогда жизнь будет осмысленной".

"Доволен ли я, как складывается моя творческая судьба?.. Так ведь кто ж доволен?.. Судьбу гневить нельзя, но... довольных же всем, по-моему, нет. Остановил мгновение персонаж у одного великого человека, сказал, что оно прекрасно, и все на этом закончилось, и умер... Так что я нахожусь в постоянном поиске, в постоянных сомнениях... Это не рефлексия такая, знаете... нервная, а просто путь, мой путь, который я сам себе прокладываю. И я осознаю, что сейчас у меня много сил, энергии и, самое главное, понимания в профессии. А я её чем дальше, тем больше люблю и ПОНИМАЮ... И, кстати, не скажу, что у меня много предложений в кино. Это вот заблуждение. Кажется, что Гуськов вот ТАК востребован, ТАК засыпан сценариями и, дескать, вообще не вылезает со съемок - ничего подобного. Мне, конечно, хочется не терять ни дня, ни месяца, но, увы, к сожалению, жизнь это жизнь. Не всегда идут к тебе роли ТАКОГО масштаба, ТАКОГО уровня... А я мечтаю. Мне очень хотелось бы поучаствовать в картине уровня "Война и мир", "Рублев", "Они сражались за Родину". Я говорю о масштабе и о вопросах, которые в этих фильмах ставились. Кто мы? Что мы за такая общность двуногих на этой огромнейшей территории? Чего мы хотим? Что нас объединяет? Что нас разъединяет? Почему мы такие?.. Вот как у Антона Павловича ЧЕХОВА, мною любимого, звучит, да? Мол, если правильно поставлен вопрос, то это уже хорошо. Кстати, поэтому я люблю открытые финалы. Очень люблю. В "Границе" такой финал. В "Мусорщике" - тоже. Эта картина, она буквально вдогон шла сразу после "Границы", и готовилась очень долго: это из истории любимых проектов, это из истории любимых ролей с любимым режиссером, ибо это вторая совместная работа с Георгием ШЕНГЕЛИЯ после "Классика". По внутреннему моему плану это для меня... это программная моя работа, вот я бы так сказал".

"От семьи забирают время всякие поездки и то, что я называю "представительством": интервью, фестивали, передачи. Их столько, что можно жить, переезжая с одного на другое. Вот я и распределяю свободное время: или семья, или тусовка. Конечно, мои дети недополучают, я это понимаю, я и сам от них недополучаю. Но это судьба всякой актёрской семьи. Детей же воспитываешь не только своим собственным присутствием. Важнее некий семейный уклад, понятие, что такое хорошо и что такое плохо. Есть у меня и общение со старшей дочерью - от первого брака. Очень плотное. В неделю по два раза. Пусть оно по касательной, пусть чуть-чуть. Но, по крайней мере, дочь знает, что я её друг. И это замечательно. Она знает работу отца - где это находится. И если ей нужна помощь, она обращается смело. Вот это, наверное, важно. Хотя бы раз в год неделю-две мы где-то кучкуемся всей семьёй. Лида очень любит ездить в Ялту. А ещё стараемся раз в год и вдвоём выбраться куда-то дней на пять, в некий европейский город. Больше я просто и не могу, я начинаю через три дня выть. Да, я, к сожалению, такой человек - отдыхать не умею. Я знаете как сейчас отдых устраиваю? Всем наговорю, что куда-то уехал и звонить мне бессмысленно, всё равно меня нет, всё повыключаю, а сам остаюсь дома. И день-два просто замечательно по дому хожу. Встаю когда хочу… А если мне звонят, жена говорит, меня нет".

"Мы - нормальная семья… Можно и так сказать: у нас очень крепкая семья, мы не так часто видимся, не надоели друг другу… Это тыл мой - я точно могу сформулировать. Ничего другого не приходит в голову умнее, оригинальнее… Мне с ней хорошо… Мы с ней прошли очень много: от общежития до комнаты в коммуналке, до двух комнат в коммуналке, до полностью квартиры, первой машины… У нас много совместных радостей. Это хорошая такая формула, мне нравится, что надо стареть вместе…"

"Кризис среднего возраста - это есть понятие такое… и я его нормально прохожу. Я стукаюсь лбом в то, что кажется, то, что я сейчас делаю… это не детская позиция, что никому не надо, или как все говорят - нет правды на земле… нет, дело не в этом. Чувствуешь какую-то потребность соизмеряться с чем-то… с чем-то таким большим, потому что, пожалуй, добрая половина пути уже пройдена. Что рядом? Что сделано? Кто ты, как ты? Что ты? И обязательно при любой оценке, или лучше переоценке ты найдёшь массу негатива… Негатива в том плане, что "хорошо было бы так, хорошо было бы сяк…" И дело не в том, что у одного активная позиция, он взял и повернул свою судьбу… Дело не в этом, а в том, чтобы правильно понять вот этот этап. Жизнь даёт секунды. Она человеку периодически открывает дверку, и он либо в неё вскакивает быстро, втискивается, и он переходит в новое качество, либо нет…

Наверное, самое важное в профессии, чтобы всё осталось… Вот у Самойлова есть замечательные маленькие стихотворения:

Неужели всю жизнь надо маяться!
А потом от тебя останется -
Не горшок, не гудок, не подкова, -
Может, слово, может, полслова, -
Что-то вроде сухого листочка,
Тень взлетевшего с крыши стрижа
И каких-нибудь полглоточка
Эликсира, который - душа".

***

"Обрывки" мыслей Алексея Гуськова собрала Виктория Городецкая, используя следующие источники:

01. Телепередача "Женский взгляд Оксаны Пушкиной"
02. Журнал "Лица", март, 2002
03. Газета "Метро" № 75, 12.11.2002
04. Журнал "Сериал" № 21, 2001
05. Журнал "ТВ Парк" № 5, 2002
06. Журнал "Домовой" № 5, май, 2002
07. Журнал "Домашний очаг", январь, 2003
08. Газета "Красный Север", февраль, 2002
09. Журнал "Ролан" № 9, ноябрь, 2001
10. "Народная газета", Ульяновск, 2001
11. Газета "Городской дилижанс", 7.02.2002

Сайт управляется системой uCoz